Вивьен Ли история жизни голливудской звезды

Биография

Вивиан Мэри Хартли (Вивьен Ли) родилась 5 ноября 1913 года в Дарджилинге, в Индии. Отец Вивиан, Эрнест Хартли, йоркширец с примесью французской крови, был прекрасным актером-любителем. Осенью 1911 года, будучи младшим партнером маклерской фирмы в Индии, он женился в Брайдлингтоне на красавице Гертруде Робинсон Якджи.В семь лет Вивиан отдали в монастырскую школу в Рохемптоне. Каждый год в школе ставили любительские спектакли, и девочка говорила: «А я хочу стать актрисой. Великой актрисой!» Она с увлечением занималась историей, играла на пианино, скрипке и виолончели, посещала уроки «драмы» и танца. Когда мать брала ее в путешествия, девочка посещала пансионы в Германии, Франции, Италии.В 1931 году Вивиан Хартли поступила в Королевскую академию драматического искусства. На балу она познакомилась с 32-летним юристом Гербертом Ли Холманом. 20 декабря 1932 года они обвенчались в католическом соборе св. Джеймса. Не прошло и года, как миссис Холман родила дочь Сюзанну. Однако, как вспоминал один из близких друзей, «всем нам было совершенно ясно, что она терпеть не могла дом и мечтала о сцене».И в сентябре 1934 года Вивиан снялась в комедии «Дела идут на лад». Вскоре у нее появился свой агент Джон Глиддон, а также псевдоним — Вивиан Ли.Стремительный театральный взлет актрисы давно уже стал легендой. Театральный менеджер Сидни Кэрролл предложил ей сыграть в пьесе Э. Дьюкса «Маска добродетели» большую роль Анриетт Дюкеснуа, французской проститутки, притворяющейся прелестной юной девственницей.На премьере, состоявшейся 15 мая 1935 года, она затмила всех своей обворожительной игрой. «Говорила она, пожалуй, чересчур тихо, но в зал проникало нечто волшебное и необычное, большее, чем красота, обаяние или грация, — нечто исключительное, чего нельзя назвать словами. Магия звезды», — писал англичанин Джон Коттрел.Кэрролл предложил изменить ее имя на более женственное «Вивьен». Так появилась актриса Вивьен Ли. На следующее утро газеты вышли с крупно набранными заголовками: «Новая звезда покорила Лондон… Триумф молодой актрисы… Вивьен Ли сияет в новой пьесе… Эта актриса — открытие». Знаменитый продюсер Корда заключил с ней пятилетний контракт.В августе 1936 года начались съемки историко-приключенческой драмы «Пламя над Англией». Вивьен Ли играла юную фрейлину Синтию. Ее партнером был Лоренс Оливье. Эта встреча имеет свою предысторию. Зимой 1934 года Вивьен Ли побывала на спектакле «Королевский театр» с участием Оливье. Судя по всему, он произвел на нее впечатление не только как актер, ибо она сообщила приятельнице: «Вот за этого человека я выйду замуж». — «Не сходи с ума, — ответила та

— У тебя уже есть муж…» — «Не важно. Все равно я выйду за него»…Три месяца съемок в «Пламени…» пролетели как один день

Она убедилась, что Оливье — мужчина ее мечты.Вивьен Ли с удовольствием сыграла вместе с Харрисоном в комедии «Буря в стакане воды». Когда фильм вышел на экран, их объявили идеальной комической парой. Вивьен Ли поражала искусством перевоплощения даже коллег: «Она могла только что держать в руках кроссворд в „Таймс“ и уже через мгновение стоять перед камерой, схватывая со спокойной уверенностью все нюансы сцены. Она могла повторять эпизод снова и снова, не теряя точности ритма и интонаций, если сцену переснимали из-за другого актера».

Страница 1 из 7 | Следующая страница

Другие биографии:

Кэтрин Хепберн Лоренс Оливье Чарлз Лоутон Кларк Гейбл Марлон Брандо

О детских годах

История жизни нашей героини началась в ноябре 1913 года – в то время ее родители жили в Индии. Вивьен была единственным ребенком в семье. Ее мать, Яки Гертруда Робинсон, была домохозяйкой, занималась воспитанием дочери и домашними хлопотами. В ее жилах текла армянская, ирландская, французская кровь.

Отец актрисы, Эрнест Хартли, по национальности англичанин, был военнослужащим. Из-за профессии отца семье приходилось часто переезжать, они успели пожить в Германии, Индии, Англии, Франции. Благодаря этим поездкам Вивьен Ли в совершенстве владела итальянским и французским языками.

Вивьен с большим интересом изучала литературу, мифологию, также она любила петь и танцевать. Будучи еще в начальной школе, она как-то сказала одноклассникам, что станет настоящей знаменитостью, но в то время на ее слова никто не обратил внимания.

Первое выступление Вивьен Ли состоялось, когда девочке едва исполнилось три года. Она прочитала стихотворение перед сослуживцами отца, а после нее на сцене с небольшой постановкой выступил театральный коллектив, в состав которого входила мама нашей героини.

Родители Вивьен Ли приложили много усилий для творческого развития дочери. С раннего возраста девочка изучала литературу, в том числе поэзию, слушала серьезные музыкальные произведения. По настоянию матери Вивьен Ли отдали в школу при монастыре, там она провела целых восемь лет, получив свое первое образование.

Рекомендуем: Алла Ларионова: судьба отечественной актрисы

Благодаря отличной подготовке Вивьен Ли без проблем поступила в Высшую школу драматургии, находившуюся в Лондоне. Педагоги отмечали, что девушка обладала поистине фотографической памятью: несколько раз прочитав пьесу, она могла похвастаться тем, что знает ее наизусть. Первые роли в кино и театре актриса сыграла в 1935 году.

Благодаря своим внешним данным и ярким актерским способностям Вивьен Ли получила главную роль в своем дебютном фильме «Дела идут на лад». Многие думают, что «Вивьен Ли» – это псевдоним. Однако это не так. Еще в самом начале творческой биографии актриса вышла замуж за адвоката по фамилии Ли, поэтому зрители узнали ее сразу как Вивьен Ли, под фамилией своего отца она не снималась.

Примечания

Источники

  1. Taylor 1984, p. 40.
  2. Walker 1987, pp. 150–151.
  3. Bean 2013, pp. 125–126.
  4. ↑ Olivier 1982, p. 174.
  5. Spoto 2001, p. 301.
  6. Edwards 1978, pp. 304–305.
  7. Bean 2013, pp. 26–27.
  8. ↑ Funke and Boothe 1983, p. 82.
  9. Edwards, pp 25-30
  10. Edwards, pp 30-43
  11. Coleman, p 75
  12. Coleman, pp 76-77, 90, 94-95
  13. Coleman, pp 97-98
  14. Coleman, p 97
  15. ↑ Taylor 1984, pp. 22–23.
  16. Taylor, pp 22-23
  17. Edwards, p 127
  18. Holden, pp 221—222
  19. Holden, pp 295
  20. Coleman, pp 227—231
  21. Holden, p 312
  22. Walker 1987, pp. 258–259.
  23. Edwards 1978, pp. 266–272.
  24. Olivier 1982, pp. 273–274.
  25. Coleman 2005, p. 384.
  26. Bean 2013, p. 243.
  27. Walker 1987, p. 297.
  28. Shipman 1988, p. 126.
  29. Coleman 2005, p. 227.
  30. ↑ Shipman 1988, p. 125.
  31. Haver 1980, p. 305.
  32. Maltin 1997, p. 522.
  33. Hartnoll 1972, p. 301.
  34. Kael 1982, p. 564.
  35. Walker 1987, pp. 303, 304.

Литература

Книги на русском

Утилов В. А. Вивьен Ли. — Москва: Искусство, 1963. — 256 с. — (Мастера зарубежного киноискусства). — ISBN 978-5-4224-1028-6.

Книги на английском
  • Andersen, Christopher P. An Affair to Remember: The Remarkable Love Story of Katharine Hepburn and Spencer Tracy. — Glasgow, Scotland : William Morrow & Co, 1997. — ISBN 978-0-688-15311-3.
  • Kendra, Bean. Vivien Leigh: An Intimate Portrait. — Philadelphia, Pennsylvania : Running Press, 2013. — ISBN 978-0-7624-5099-2.
  • Berg, A. Scott. Goldwyn. — London : Sphere Books, 1989. — ISBN 0-7474-0593-X.
  • Briggs, Asa. A Dictionary of Twentieth Century World Biography. — London : Book Club Associates (англ.)русск., 1992. — ISBN 978-0-19-211679-6.
  • Capua, Michelangelo. Vivien Leigh: A Biography. — Jefferson, North Carolina : McFarland& Company, 2003. — ISBN 978-0-7864-1497-0.
  • Coleman, Terry. Olivier, The Authorised Biography. — London : Bloomsbury Publishing, 2005. — ISBN 0-7475-8306-4.
  • David, Catherine. Simone Signoret. — New York : Overlook Press, 1995. — ISBN 978-0-87951-581-2.
  • Edwards, Anne. Vivien Leigh, A Biography. — London : Coronet Books, 1978. — ISBN 0-340-23024-X.
  • Funke, Lewis and Boothe, John E. Actors Talk about Acting: Fourteen Intimate Interviews, Volume 2. — London : Avon Books, 1983. — ISBN 978-0-380-01006-6.
  • Fury, David. Maureen O’Sullivan: No Average Jane. — Minneapolis, Minnesota : Artist’s Press, 2006. — ISBN 0-924556-06-4.
  • Hartnoll, Phyllis. The Concise Companion to the Theatre. — Peachtree City, Georgia, United States : Omega Books, 1972. — ISBN 1-85007-044-X.
  • Haver, Ronald. David O. Selznick’s Hollywood. — New York : Bonanza Books, 1980. — ISBN 0-517-47665-7.
  • Holden, Anthony. Olivier. — London : Sphere Books Limited, 1989. — ISBN 0-7221-4857-7.
  • Howard, Ronald. In Search of My Father: A Portrait of Leslie Howard. — London : St. Martin’s Press, 1984. — ISBN 0-312-41161-8.
  • Kael, Pauline. 5001 Nights at the Movies. — Minneapolis, Minnesota : Zenith Books, 1982. — ISBN 0-09-933550-6.
  • Maltin, Leonard. 1998 Movie and Video Guide. — New York : Signet Books, 1997. — ISBN 978-0-452-25993-5.
  • McGilligan, Patrick. Alfred Hitchcock, A Life in Darkness and Light. — Chichester, West Sussex, UK : Wiley Press, 2003. — ISBN 0-470-86973-9.
  • More, Kenneth. More or Less. — London : Hodder & Staughton, 1978. — ISBN 978-0-340-22603-2.
  • Olivier, Laurence. Confessions of an Actor. — New York : Simon & Schuster, 1982. — ISBN 0-14-006888-0.
  • Selznick, David O. and Behlmer, Rudy. Memo from David O. Selznick. — New York : Modern Library, 2000. — ISBN 0-375-75531-4.
  • Shellard, Dominic. Kenneth Tynan: A Life. — London : Yale University Press, 2003. — ISBN 978-0-300-09919-5.
  • Shipman, David. Movie Talk. — New York : St Martin’s Press, 1988. — ISBN 0-312-03403-2.
  • Spoto, Donald. Laurence Olivier: A Biography. — London : Cooper Square Press, 2001. — ISBN 978-0-8154-1146-8.
  • Taylor, John Russell. Vivien Leigh. — London : Elm Tree Books, 1984. — ISBN 0-241-11333-4.
  • Thomas, Bob. Marlon: Portrait of the Rebel as an Artist. — New York : Random House, 1973. — ISBN 978-0-394-48728-1.
  • Vickers, Hugo. Vivien Leigh: A Biography. — London : Little, Brown and Company, 1988. — ISBN 978-0-330-31166-3.
  • Walker, Alexander. Vivien: The Life of Vivien Leigh. — New York : Grove Press, 1987. — ISBN 0-8021-3259-6.

Несчастье Вивьен Ли

Из записей Джека  Меривейл (последняя любовь Вивьен): -» На своих вечеринках она придумала игру «способы убить младенца». Участникам предлагалось изобразить какой-нибудь способ избавления от нежеланного младенца. В сентябре во время съемок она вдруг неожиданно стала кричать на костюмершу, голос стал визгливым, брови сложились в сердитую линию. В маниакально-депрессивном состоянии Вивьен находилась несколько недель. Она не помнила позже, как себя вела и что делала. Спрашивала, перед кем она должна извиниться.»

Глиддон, агент: «Она буквально налетела на меня. Она больше не кричала. Но это было еще страшнее. Голос у нее вдруг стал жестким, хриплым. Но хуже всего были ее глаза, их взгляд. Это были глаза незнакомого мне человека». Селзник, режиссер: «Теперь она набрасывалась на меня с неистовостью истерички. У нее появилась привычка кричать на съемочной площадке, после чего она могла внезапно разразиться слезами».

Устав от безнадежности, Лоренс Оливье завел роман с молодой актрисой. В день 45-летия Вивьен он подарил супруге бешено дорогой ‘роллс-ройс’ и тут же объявил о разводе. Это стало для Вивьен Ли тяжелейшим ударом. И даже когда он ушёл от неё, в глубине души она всегда надеялась на его возвращение.
Чарльз Касл :»Мне кажется, что до самого своего смертного часа Вивьен не могла поверить, что Оливье уже не вернуть.» Питер Хайли: «Она научилась больше ценить друзей, особенно тех, которые остались с ней после развода. Она стала менее отрешенной и начала заботиться о последствиях своих поступков.»

После  ее смерти  было установлено, что врачи, назначая ей лечение от туберкулеза, предписывали препарат, который, как оказалось, вызывает психические расстройства. Получается, что чем больше ее лечили, тем больше и губили. Актриса нуждалась более всего в покое, ласке, любви, щадящем режиме. Но как раз этого ей и не хватало.

Работа Вивьен Ли

Вивьен отказывалась от хороших предложений и выгодных ролей ради того, чтобы быть рядом с Ларри и работать на их тандем. Оливье не нуждался в их театральном союзе в той же степени, что и Вивьен. Ради нее он не отказывался от съемок, игры в театре. Провал фильма Вивьен «Анна Каренина» совпал с триумфом «Гамлета» Оливье и вручением ему звания рыцаря. Это заставило Вивьен почувствовать себя всего лишь женой прославленного актера. Вивьен часто жертвовала своими личными творческими интересами в угоду Ларри и их дуэту. Из-за этого при жизни ее часто незаслуженно считали менее одаренной, чем Оливье.

Три беременности от Оливье закончились выкидышами. Это произошло в 1942, 1944 и 1956 годах. В 1944 году во время съемок «Цезаря и Клеопатры» она потеряла ребенка во второй раз. После этого у нее началась глубокая депрессия, которая переросла в истерию.Еще в 1945 году у нее был обнаружен туберкулез легких.

Болезнь подействовала на психику актрисы, начались припадки безумия, во время которых Вивьен бросалась на мужа с кулаками, а потом ничего не помнила. Ее лечили и от туберкулеза, и от психического расстройства, доходило до ужасных сеансов электрошока, но становилось только хуже. Вивьен была не слишком прилежной пациенткой, она считала, что лучшее лекарство — это любовь Ларри.

Когда приступы приближались Вивьен устраивала шумные приемы, длившиеся всю ночь, она заставляла всех играть и развлекаться, одевала откровенные наряды и кокетничала с молодыми людьми. «Одним из симптомов болезни Вивьен стала ее повышенная сексуальность. В то время еще мало что было известно о маниакальной депрессии. У Вивьен в определенном смысле развился собственный антидепрессант, принявший форму повышенной сексуальной активности».

Наследие

Мемориальная доска названная в честь Вивьен Ли, на улице «Eaton Square», в Белгрейвии

Вивьен Ли считалась одной из самых красивых актрис своего времени. Режиссёры, работавшие с ней, также подчеркивали это. Когда её спросили, считает ли она, что её красота была препятствием для того, чтобы её воспринимали всерьёз как актрису, она сказала: «Люди думают, что если вы выглядите хорошо, вы не можете играть, и поскольку я забочусь только об актёрской игре, я думаю, что красота может быть большим препятствием, если вы действительно хотите выглядеть как персонаж, которого вы играете». Актриса Сюзанна Ли взяла себе фамилию своей крёстной матери — Вивьен Ли.

Режиссёр Джордж Кьюкор описал Ли, как «непревзойдённую актрису, сдерживающую свою красоту», Лоренс Оливье сказал, что критики должны «отдать ей должное за то, что она была актрисой, не искажающей свои суждения из-за своей необычайной красоты». Гарсон Канин описал Ли, как «красотку, чья упоительная красота часто скрывала её ошеломляющие успехи как актрисы». Он сказал: «Великие красавицы редко бывают великими актрисами, просто потому, что им не нужно быть ими. Вивьен была другой, амбициозной, настойчивой, серьезной, вдохновлённой».

Вивьен Ли объясняла, что она «играла как можно больше разных персонажей, в попытке освоить своё ремесло и развеять предубеждения о своих способностях». Она считала, что комедийную роль труднее играть, чем драматическую, потому что она требует более точной подготовки, и сказала, что больше внимания следует уделять комедии как части обучения актёра. Приближаясь к концу своей карьеры, она сказала: «Гораздо легче заставить людей плакать, чем заставить их смеяться».

Её ранние роли принесли ей ошеломительный успех в Великобритании, но она по-прежнему в значительной степени была не известна в других частях мира до выхода фильма «Унесённые ветром» (1939). В декабре 1939 года, кинокритик Франк Ньюджент из New York Times, написал: «Мисс Вивьен Ли в роли Скарлетт, показала свой талант, эта роль сделала её знаменитой. Она так идеально подходила для Скарлетт, что любая другая актриса в этой роли была бы немыслима». В 1998 году, критик Эндрю Саррис писал: «Она живёт в нашем сознании и памяти как динамическая сила, а не как постоянное присутствие». Историк кино и критик Леонард Малтин назвал «Унесённых ветром», одним из лучших фильмов всех времён, в 1998 году, он писал что Вивьен Ли «блестяще сыграла свою роль».

Выступление Вивьен Ли в пьесе «Трамвай „Желание“», описанное Филлисом Хартнолом как «доказательство её большой силы как актрисы» привело к длительному периоду, в течение которого она считалась одной из лучших актрис английского театра. Обсуждая последующую экранизацию, Полин Кейл написала, что Вивьен Ли и Марлон Брандо «продемонстрировали хорошую игру, и перенесли её на пленку», и что Ли «создала одного из тех редких персонажей, который может вызвать страх и жалость».

В 1985 году портрет актрисы был включён в серию почтовых марок Великобритании наряду с Альфредом Хичкоком, Чарли Чаплином, Питером Селлерсом и Дэвидом Нивеном. В архиве Лоренса Оливье хранится коллекция вещей, включающая в себя множество личных документов Вивьен Ли, в том числе многочисленные письма, которые она писала Оливье. Документы Вивьен Ли, включая письма, фотографии, контракты и дневники, принадлежат её дочери, Сюзанне Фаррингтон. В 1994 году Национальная библиотека Австралии купила фотоальбом с монограммой «L & V O», предположительно принадлежавший Оливье, содержащий 573 фотографии Оливье и Ли, во время их поездки в Австралию в 1948 году. В настоящее время он является частью коллекции Национальной библиотеки Австралии. В 2013 году архив Вивьен Ли, содержащий письма, дневники, фотографии, театральные сценарии и награды, был приобретён Музеем Виктории и Альберта.

Детство Вивьен Ли

Вивиан Мэри Хартли родилась 5 ноября 1913 года в Индии, которая была в то время английской колонией. Вивьен с раннего детства привлекала всеобщее внимание – необычная, экзотичная, хрупкая. Она была невысокого роста, с очень бледной кожей, с характерным несколько удлиненным лицом, у нее была очень изящная, стройная и притом женственная фигура

Ее мать — набожная католичка — отдала семилетнюю дочь в монастырскую школу, уже в Англии. Девочке не нравился монастырский аскетизм, зато именно он воспитал в ней твердую волю и умение идти к поставленной цели. Учась на отлично и особенно углубляясь в историю, музыку, живопись и литературу, в конце концов она получила блестящее образование. А в 18 лет, решительно преодолев сопротивление матери, Вивиан поступила в Королевскую академию драматического искусства.
Сразу после школы Вивиан вышла замуж за адвоката Ли Холмана, который был старше ее на 14 лет.  Через год у них появилась дочь. Роды у Вивьен  были трудными и болезненными. Мужа и мать Вивьен пугало явное отсутствие у дочери интереса к воспитанию ребенка. Предложение сниматься в кино вызвало у нее куда больше восторгов, чем рождение дочери. Верность супругу она хранила недолго и, вскоре после начала актерской карьеры, начались первые измены. Ее дочь воспитывалась у бабушки.

Она шла к цели всеми возможными способами. Вивьен была очень неплохим психологом, она могла найти подход к различным людям и в итоге почти всегда добивалась своего. У нее была сильна развита интуиция и предвидение. Она говорила о том, что сыграет роль Скарлетт и, позже, Клеопатры задолго до того, как решение об ее участии было принято.

Роли в театре

  • «Зелёное кольцо» (Зинаида Гиппиус) — Руся ()
  • «Маска добродетели» (Карл Штернхейм, Эшли Дьюкс (англ.)русск.) — Генриетта Дюкеснуа (1935)
  • «Ричард II» (Уильям Шекспир) — Анна Чешская ()
  • «Счастливый лицемер (англ.)русск.» (Клеменс Дэйн (англ.)русск., Макс Бирбом) — Дженни Мер (1936)
  • «Генрих VIII» (Уильям Шекспир) — Анна Болейн (1936)
  • «Летучие мыши в колокольне» (Диана Морган (англ.)русск., Роберт Макдермот) — Джессика Мортон ()
  • «Гамлет» (Уильям Шекспир) — Офелия (1937)
  • «Сон в летнюю ночь» (Уильям Шекспир) — Титания (1937)
  • «Серина Бландиш» (Сэмюэль Берман (англ.)русск., Энид Багнольд (англ.)русск.) — Серина Бландиш ()
  • «Ромео и Джульетта» (Уильям Шекспир) — Джульетта ()
  • «Дилемма доктора (англ.)русск.» (Джордж Бернард Шоу) — Дженнифер Дюбедат ()
  • «Школа злословия (англ.)русск.» (Ричард Бринсли Шеридан) — леди Тизл (1942)
  • «На волосок от гибели (англ.)русск.» (Торнтон Уайлдер) — Сабина (–)
  • «Ричард III» (Уильям Шекспир) — леди Анна ()
  • «Школа злословия (англ.)русск.» (Ричард Бринсли Шеридан) — леди Тизл (1948)
  • «На волосок от гибели (англ.)русск.» (Торнтон Уайлдер) — Сабина (1948)
  • «Ричард III» (Уильям Шекспир) — леди Анна ()
  • «Антигона (англ.)русск.» (Жан Ануй) — Антигона (1949)
  • «Трамвай «Желание»» (Теннесси Уильямс) — Бланш Дюбуа (англ.)русск. (1949)
  • «Цезарь и Клеопатра» (Джордж Бернард Шоу) — Клеопатра ()
  • «Антоний и Клеопатра» (Уильям Шекспир) — Клеопатра (1951)
  • «Спящий принц (англ.)русск.» (Теренс Реттиген) — Мэри Морган ()
  • «Двенадцатая ночь» (Уильям Шекспир) — Виола (англ.)русск. ()
  • «Макбет» (Уильям Шекспир) — леди Макбет (англ.)русск. (1955)
  • «Тит Андроник» (Уильям Шекспир) — Лавиния (1955)
  • «Южный морской пузырь (англ.)русск.» (Ноэл Кауард) — леди Александра Шоттер ()
  • «Тит Андроник» (Уильям Шекспир) — Лавиния ()
  • «Поединок ангелов (англ.)русск.» (Жан Жироду, Кристофер Фрай (англ.)русск.) — Паола ()
  • «Присматривай за Лулу! (англ.)русск.» (Ноэл Кауард, Жорж Фейдо) — Лулу Д’Арвиль ()
  • «Поединок ангелов (англ.)русск.» (Жан Жироду, Кристофер Фрай (англ.)русск.) — Паола ()
  • «Двенадцатая ночь» (Уильям Шекспир) — Виола (англ.)русск. (–)
  • «Поединок ангелов (англ.)русск.» (Жан Жироду, Кристофер Фрай (англ.)русск.) — Паола (1961–1962)
  • «Дама с камелиями» (Александр Дюма) — Маргарита Готье (1961–1962)
  • «Двенадцатая ночь» (Уильям Шекспир) — Виола (англ.)русск. (1962)
  • «Дама с камелиями» (Александр Дюма) — Маргарита Готье (1962)
  • «Товарищ (англ.)русск.» (Жак Девал (англ.)русск., Роберт Эммет Шервуд) — Татьяна ()
  • «Графиня» (Пол Осборн (англ.)русск., Морис Дрюон) — графиня Санзани ()
  • «Иванов» (Антон Павлович Чехов) — Анна Петровна ()

Болезнь Вивьен Ли

А приступы были весьма тяжкими — однажды в припадке безумия Вивьен даже пыталась выпрыгнуть на ходу из самолета.  Не смотря на продолжительную болезнь туберкулезом, Вивьен Ли всю жизнь оставалась заядлой курильщицей и могла выкуривать по четыре пачки сигарет в день.

Только волевой характер девочки из монастырской школы позволил Вивьен еще много лет находить силы, чтобы улыбаться и шутить, быть добрым другом для своих друзей, оставаться великой актрисой, продолжающей восхищать поклонников театра и кино. Актриса продолжала играть в спектаклях, снялась ещё в двух фильмах, получила «Тони» за бродвейскую роль в мюзикле «Товарищ».

Она старалась доказать всем — и самой себе, что ещё молода, прекрасна, полна сил. «Я буду играть до 90 лет», — говорила она. Но силы изменяли. После спектаклей на Бродвее, где актриса выступала в музыкальной комедии, нередко приходилось вызывать врача. С гастролей её привозили в Лондон на носилках.

В последних числах мая 1967 года лечащий врач сообщил Вивьен, что туберкулез захватил оба легких, что положение критическое и надо немедленно ложиться в больницу. Уставшая от бесполезного лечения Вивьен отказалась. А через полтора месяца, 7 июля 1967 года, величайшая актриса ХХ века скончалась.
8 июля 1967 года во всех лондонских театрах на минуту погасли огни рамп. Актёры и зрители почтили траурным молчанием память скончавшейся Вивьен Ли. Ей было чуть больше пятидесяти лет, ее талант еще не иссяк, она могла еще и танцевать на сцене, и играть трагедию. Но злой рок сделал трагедией ее жизнь и смерть. Последний ветер унес Вивьен Ли в теперь уже посмертную славу. Прах актрисы развеян над озером у её поместья в Тикерэйдже 8-го октября того же года.

Я выйду за него замуж 1

В первый раз Вивиан увидела Ли Холмана, когда гостила у своих подруг Клэр и Хилари Мартин в деревушке Холкоум. Девушки стояли у окна, любуясь проезжавшими по улице дартмурскими охотниками. Один из них был особенно хорош — прекрасная посадка, словно родился в седле, настоящий англичанин и джентльмен! «Кто это?» — «Ли Холман». — «Я выйду за него замуж».

Ли Холман ухаживал за другой девушкой, был с ней почти помолвлен, но Вивиан это не остановило. Ей просто и в голову не пришло, что у Ли и у той, другой, могут быть какие-то свои планы и желания. Герберт Ли Холман был официально представлен Вивиан Хартли на балу, который устраивало Охотничье общество Южного Девона.

А дальше роман развивался примерно так же, как у Скарлетт О’ Хара и Фрэнка Кеннеди: Вивиан была так трогательно юна, так беззащитно-прелестна со своей милой улыбкой и ямочками на щеках … В общем, Герберта Ли Холмана Вивиан даже не успела как следует захотеть, как уже и получила.

Свадьба состоялась 20 декабря 1932 года. Жениху было тридцать два года, невесте — девятнадцать. После свадьбы сначала все шло по правилам: медовый месяц в Германии и Австрии, возвращение в Лондон, обустройство дома — особняка в центре Лондона … Дочь Вивиан и Ли Холмана Сюзанна родилась 12 октября 1933 года. В дневнике Вивиан записала: «Появился ребенок — девочка». А подруге, при шедшей навестить ее в родильную клинику Мэрилбоун, сказала: «Все было так бестолково. Не думаю, что в ближайшем будущем я снова решусь на это».

 И вот тут она проявила, наконец, свои актерские амбиции. После нескольких неудачных попыток получить роли в театре Вивиан нашла человека, который сумел вывести ее на нужную орбиту. Осенью 1934 года она стала первой клиенткой Джона Глиддона, бывшего актера, открывшего свое театральное агентство. С его легкой руки она стала называться Вивиан Ли — имя мужа использовали как сценический псевдоним.

Ли Холман этому отнюдь не обрадовался, но что он мог поделать? Снова все шло, как у Скарлетт О’Хара и Фрэнка Кеннеди: муж мечтал о жене — домашней кошечке, а женился на кошке, гуляющей сама по себе. Благодаря Джону Глиддону Вивиан получила в пьесе «Маска добродетели» роль юной проститутки, которую любовь возвращает на стезю добродетели.

Опыта у Вивиан не было почти никакого, актерская техника еще не выработана, голос слишком слабый и высокий, тем не менее после премьеры заголовки в газетах объявили о «появлении новой бриганской звезды» и «триумфе молодой дебютантки». Недостатки ее игры растворялись в море обаяния, она была очаровательна, естественна и очень, очень красива.

Кстати, сценическое имя пришлось снова поменять: Вивиан превратилась в Вивьен. Так началась жизнь Вивьен Ли в искусстве — мужу-юристу и маленькой дочери в ней места не оказалось. Пробы на роли в театре, кинопробы, фотосъемки для модных журналов и, как это было принято в театральной среде, легкие любовные интрижки.

Вивьен была натура увлекающаяся, религиозные принципы слетели с нее, как шелуха, и угрызений совести изза мимолетных измен мужу она не испытывала: «Раз уж это случилось, не стоит об этом думать!» Разумеется, Вивьен посещала все премьеры. В это время в театре «Лирик» выпустили спектакль «Королевский театр». Одну из ролей исполнял двадцатисемилетний Лоуренс Оливье.

Он казался умным, красивым, обольстительным и невероятно сексапильным. Он был женат на актрисе Джилл Эсмонд, происходившей из влиятельной театральной семьи. «То, чего она не могла иметь, она хотела. То, что было у других, она тоже стремилась заполучить», — говаривала школьная подруга Вивиан Хартли Пэтси Куин. Она имела в виду историю знакомства Вивиан и Ли Холмана, но то же самое повторилось потом и С Лоуренсом Оливье. «Я выйду за него замуж», — опять сказала Вивьен. Первый взгляд, первое впечатление, жгучее желание и мгновенное решение, которое затем методично и неуклонно претворяется в жизнь, — в этом она вся.

Взгляды Вивьен Ли

Вивьен ненавидела с детства, когда ее называли «прелестной» и «красивой». Она считала, что эти эпитеты сковывают ее, мешают воплощению драматизма страстей. Она всегда стеснялась своих рук (считала кисти слишком большими) и часто  прятала их, скрестив руки и обхватив ими бока, а позже любила украшать пальцы перстнями и кольцами, что по ее мнению  скрывало реальный размер ладони. «Руки прачки» — так называла их Вивьен.

Друзьями Вивиан была рекомендована на небольшую роль в картине «Дела идут на лад», вышедшую в 1935 году и ставшую дебютом актрисы на киноэкране. Наняв агента Джона Гиддона, заверившего ее, что ее имя не подходит для актрисы, и, отказавшись от предложенного псевдонима «Айприл Морн», она выбрала свой псевдоним «Вивьен Ли». Первый успех пришел к ней, когда Вивьен Ли в 1935 году сыграла в спектакле «Маска добродетели» — актриса получила отличные отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах.

Тем временем Виаьен  пережила настоящее потрясение — ее кумиром и в сердце, и в искусстве стал актер Лоренс Оливье. Она ходила на все его спектакли, познакомилась с Ларри, твердо решила связать с ним свою судьбу навсегда. Но актер был женат, сама Вивьен тоже была замужем, и поначалу их отношения оставались просто симпатией.

с мужем Лоренсом Оливье

Однако еще до того Оливье, работавший в Голливуде на «Грозовом перевале», вызвал туда Вивьен, узнав об открытом кастинге на роль Скарлетт О’Хары в «Унесенных ветром». Роман ‘Унесенные ветром’ был чуть ли не национальным достоянием США. Когда пришло сообщение, что готовится его экранизация, вся Америка следила: кто будет играть главные роли в будущем фильме. На роль главной героини Скарлетт претендовали почти полторы тысячи актрис, включая самых прославленных звезд Голливуда. И когда продюсер остановил свой выбор на англичанке Вивьен Ли, многих одолевали сомнения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *