Логопед Анна Белик
Содержание:
Этапы усвоения звуков
Сроки и последовательность появления звуков речи у детей обусловлены физиологической готовностью речедвигательного аппарата к их артикулированию и речеслухового анализатора к их восприятию и различению. В первые два года жизни ребенок усваивает произношение гласных (, , ) и губно-губных согласных (, , ) – из этих звуков складываются первые слова малыша («папа», «баба», «мама»). В 2-3 года появляются другие несложные по артикуляции гласные (, , ), а также губно-зубные (, ), переднеязычные (, д], ), среднеязычный (), заднеязычные (, , ) звуки. Сложные в плане артикуляции согласные, требующие точных движений языка и сильной воздушной струи, входят в речь с 4 до 5 лет: это свистящие (, , ) и шипящие (, , , ). Наконец, к 5-6 годам последними появляются соноры (, твердый ).
Таким образом, к старшему дошкольному периоду дети полностью овладевают фонемным составом родного языка. После этого возраста любые фонологические нарушения (даже единичные замены правильно произносимых звуков другими) не могут считаться вариантом нормы и нуждаются в исправлении. Также к физиологическому косноязычию не относятся звуковые искажения (межзубное, горловое, боковое и другое ненормативное произношение) – эти случаи подлежат коррекции в любом возрасте с момента выявления.
Нарушение звукопроизношения дислалия у детей
Наиболее распространённым нарушением звукопроизношения является дислалия, при
которой наблюдается либо отсутствие некоторых звуков (ребёнок пропускает их в словах),
либо их искажение (малыш неправильно их произносит), либо замена одного звука другим.
Дислалия бывает функциональной и механической.
При функциональной дислалии не отмечается нарушений строения речевого аппарата
(челюстей, зубов, нёба, языка). Она наблюдается в период, когда происходит процесс
усвоения звуков. Функциональная дислалия может возникнуть из-за общей физической
ослабленности ребёнка вследствие различных соматических заболеваний (особенно в
период активного формирования речи), задержки психического развития (минимальные
мозговые дисфункции), задержки развития речи, нарушения фонематического восприятия,
ограничения общения, подражания неправильной речи. В этом случае необходимо развивать
умение слушать звуки, активно общаться с ребёнком. Эффективной может быть гимнастика
для укрепления мышц языка.
Механическая дислалия
При механической дислалии нарушение звукопроизношения обусловлено анатомическими
дефектами органов артикуляции, такими как неправильное строение зубов, отсутствие
резцов или их аномалии, дефекты прикуса, патологические изменения языка (слишком
большой или слишком маленький язык), укороченная уздечка.
Нарушение в звукопроизношении
Реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями,
так как врождённые дефекты (деформации) исправляются хирургическим путём в раннем
возрасте. Если есть анатомические дефекты, необходима консультация (а в ряде случаев
и лечение) хирурга и ортодонта.
Причина дислалии
Дислалия может развиться и при общении с детьми, у которых не сформировано правильное
звукопроизношение. Оказывает влияние пребывание в двуязычном окружении, а также
отношение взрослых к неверному произношению (многие из них не корректируют речь
ребёнка, считая, что через какое-то время он сам научится говорить правильно).
Недоразвитость слуха, как причина проблем с речью
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны недоразвитием фонематического
слуха (ребёнку трудно различать звуки, близкие по акустическим признакам: ш—ж, с—з
и т. д.), снижением физического слуха, недостаточным умственным развитием.
Слюни могут вызывать проблемы в произношении
Но необходимо отличать сложные дислалии от других похожих нарушений, при которых
может наблюдаться боковое произношение многих фонем, отмечается появление излишней
слюны в момент речи, ребёнку трудно удерживать язык в нужной позиции продолжительное
время, изменена подвижность языка, сила и точность движений.
Поражение ЦНС как причина нарушения звукопроизношения
Более серьёзным нарушением звукопроизношения, возникающим вследствие органического
поражения центральной нервной системы, является дизартрия. При дизартрии страдает
не только произношение отдельных звуков. У таких детей отмечается ограниченная подвижность
речевой и мимической мускулатуры. В речи прослеживается нечёткое, смазанное звукопроизношение,
голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен, речь теряет
свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Стертые формы дизартрии
Дети со стёртыми формами дизартрии не всегда сразу обращают на себя внимание,
но их можно отличить по некоторым особенностям. Они неразборчиво произносят слова,
плохо едят, отказываются жевать твёрдую пищу, так как им трудно это делать (таких
детей необходимо постепенно приучать пережёвывать твёрдую пищу, — это будет способствовать
развитию мышц языка и щёк)
Дислалия
Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (то есть связь между нервными волокнами и органами речевого аппарата работает хорошо).
Как определить дислалию?
Произнесение звуков искажено. Ребенок картавит, шепелявит, пропускает звук в речи или заменяет его другим?
Определите, какое именно искажение звуков допускает ребёнок (допускаете Вы):
искажение свистящих , , , , и шипящих , , ), звуков (специальный термин – сигматизм). Звук может заменяться на другой, например на , произноситься дефектно или вовсе отсутствовать. Например, ,
Здесь также важно определить вид «шипяще-свистящего» дефекта: различают сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, носовой,призубный, шипящий) и парасигматизмы (когда свистящие звуки заменяются свистящими)
дефекты произношения звука , (ламбдацизм) . Звук отсутствует или заменяется другим, например звуками , или их мягкими парами. Например, , .
дефекты произношения звуков , (ротацизм). Вариантов много: звук отсутствует, произносится гортанно, губами, заменяется на другой звук.
неправильное произношение нёбных звуков , , , (каппацизм, хитизм, йотацизм) встречается довольно редко
В таких случаях важно отличить говорное произношение от дефекта речи. дефекты озвончения согласных звуков
Звонкие звуки произносятся глухо Например, «В бочке вода» звучит как .
дефекты смягчения согласных звуков. В этом случае в речи нет мягких звуков, они заменяются твердыми парами: .
Чаще всего дислалия проявляется в нарушении произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Причины дефекта могут быть механическими(1) или функциональными(2):
- Неправильное строение органов речевого аппарата:
- укороченная подъязычная уздечка. Движения языка вверх затруднено. По этой причине страдает произношение верхнеязычных звуков ( , и других)
- языка (массивный неповоротливый язык или слишком маленький, узкий),
- неправильный прикус (нижняя или верхняя челюсть чрезмерно выдвинута вперед, смещение влево или вправо, часть зубов обеих челюстей не смыкаются и образуют щель между собой)
- нёба (например, высокое «готическое» нёбо)
- другие нарушения, которые определит ортодонт
Направление к ортодонту и рекомендации даются логопедом на первичном приеме после того, как он выявляет видимую патологию строения речевого аппарата.
- Строение артикуляционного аппарата в порядке, а звуки произносятся неправильно. Возможно, они закрепились по подражанию (у родителей или ближайшего окружения ребёнка есть подобный дефект речи) или появились вследствие педагогической запущенности, двуязычия, недоразвития фонематического слуха.
Дислалия часто выявляется при тугоухости, снижении слуха, умственной отсталости.
Работаем и корректируем
Легче всего устранить дислалию, когда пациенту 5-6 лет. Объяснение довольно просто: дефекты речи в данном случае являются возрастными, поскольку вызваны заменой молочных зубов на постоянные. Эти нарушения ещё не укоренились и не связаны с нервной системой.
Однако, если дислалия не исправлена вовремя, дефект ненужным багажом отправляются с человеком во взрослую жизнь. Устранить его уже не так легко, как в дошкольном возрасте, однако при определённых стараниях вместе с компетентной помощью специалиста избавиться от дислалии более чем реально.
Как и любое решение проблемы, исправление речи требует систематизированного и последовательного подхода. Логопед выявит причину нарушения и подберет соответствующие специальные упражнения, направленные на:
- развитие фонематического слуха,
- развитие артикуляционного аппарата (гимнастика, массаж)
- отработку правильной артикуляции(по показу или с помощью специальных логопедических зондов)
- автоматизации звука в слогах, словах, самостоятельной речи.
Если дислалия – Ваша проблема (или Вашего ребенка), обратитесь к логопеду, настройтесь на тренировки и их логичный исход – успех!
Разновидности дислалии
Неправильное произношение может
наблюдаться в отношении любого согласного
звука, но реже нарушаются те звуки,
которые просты по способу артикуляции
и не требуют дополнительных движений
языка, например м, н, т, п.
Чаще всего нарушается произношение
трудных по артикуляции звуков: язычных,
например р, л, свистящих(с, з, ц) и
шипящих(ш, ж, ч, щ)
Обычно твердые и мягкие пары согласных
нарушаются в одинаковой степени.
Например, если ребенок неправильно
произносит звуки с, з, то дефектными
оказываются также и их мягкие пары, т.
е.с’ из‘. Исключение составляют
звукир ил. Мягкие пары этих
согласных чаще всего произносятся
правильно, так как они более просты по
способу артикуляции, чем их твердые
варианты.
Нарушения звукопроизношения у детей
могут проявляться либо в отсутствии
тех или иных звуков, либо в их искажениях,
либо в заменах.
Рассмотрим каждый из этих случаев
подробно. Отсутствие звука в речи может
выражаться в его выпадении в начале
слова (например, вместо рыба ребенок
говорит «ыба»), в середине(пароход —
«паоход») и в конце(шар — «ша»).
Искажение звука выражается в том, что
вместо правильного произносится звук,
которого нет в фонетической системе
русского языка. Например, велярный р,
когда вибрирует тонкий край мягкого
нёба, или увулярныйр, когда вибрирует
маленький язычок, межзубныйс, боковой
ш, двугубныйл и др.
Звук может заменяться другим звуком,
имеющимся в фонетической системе языка.
Замены эти могут быть следующими:
1) замена звуков, одинаковых по способу
образования и различающихся по месту
артикуляции, например замена взрывных
заднеязычных к и г взрывными переднеязычными
т ид («тулак» вместокулак,
«дудок» вместогудок и т. п.);
2) замена звуков, одинаковых по месту
артикуляции и различающихся по способу
образования, например фрикативного
переднеязычного с переднеязычным
взрывнымт («танки» вместосанки);
3) замена звуков, одинаковых по способу
образования и различающихся по участию
органов артикуляции, например с
губно-зубнымф («фумка» вместосумка и т. п.);
4) замена звуков, одинаковых по месту и
способу образования и различающихся
по участию голоса, например звонких
звуков глухими («пулка» вместо булка,
«субы» вместо зубы);
5) замена звуков, одинаковых по способу
образования и по активнодействующему
органу артикуляции и различающихся по
признаку твердости и мягкости, например
мягких твердыми и твердых мягкими («ряз»
вместо раз, «пула» вместопила).
По количеству нарушенных звуков дислалия
делится на простую и сложную. Если в
произношении отмечается до четырех
дефектных звуков, — это простая дислалия,
если пять звуков и более — сложная
дислалия.
Если дефект выражается в нарушении
произношения звуков одной артикуляционной
группы (например, свистящих), — это
мономорфная дислалия. Если же он
распространяется на две и более
артикуляционные группы (например,
ротацизм, сигматизм и ламбдацизм), —
это полиморфная дислалия.
В соответствии с характером дефекта
произношения, относящегося к определенной
группе звуков, выделяются следующие
виды дислалии:
1. Сигматизм (от названия греческой буквы
сигма, обозначающей звукс) —
недостатки произношения свистящих(с,с’, з,з’, ц) и шипящих(ш, ж, ч, щ)
звуков. Один из самых распространенных
видов нарушений произношения.
2. Ротацизм (от названия греческой буквы
ро, обозначающей звукр) —
недостатки произношения звуковр ир’.
3. Ламбдацизм (от названия греческой
буквы ламбда, обозначающей звукл)
— недостатки произношения звуковл
ил’.
4. Дефекты произношения нёбных звуков:
каппацизм — звуков к ик’, гаммацизм
— звуковг иг’, хитизм — звуковх их’, йотацизм — звукай (от
названий греческих буквкаппа, гамма,
хи, йота, обозначающих соответственно
звукик, г, х, и).
5. Дефекты озвончения — недостатки
произношения звонких согласных звуков.
Эти дефекты выражаются в замене звонких
согласных звуков парными глухими
звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т.
д.
Этот недостаток часто встречается у
детей, страдающих тугоухостью.
6. Дефекты смягчения — недостатки
произношения мягких согласных звуков,
заключающиеся в основном в замене их
парными твердыми, например д’-д, п’-п,
к’-к, р’-р и т. д.
Исключение составляют только звуки ш,
ж, ц, не имеющие мягких пар, и звукич,
щ, и, которые произносятся всегда
мягко и не имеют твердых пар.
Характеристика ребенка с расстройством
Дислалия не только мешает окружающим понимать малыша, но и создает для ребенка трудности в общении и усложняет процесс его социальной адаптации.
Например, в детском саду ровесники могут начать подшучивать над таким ребенком. Ему вряд ли позволят читать стихи на разных праздничных мероприятиях, тем самым исключая его из этого вида деятельности.
Все это может стать причиной стеснительности малыша. Он может замкнуться и уйти в себя, начать избегать общения со сверстниками, чтобы как можно меньше разговаривать и подвергаться насмешкам.
Причины развития дислексии
Понять, что такое дислексия и каковы ее симптомы у детей, можно посредством наблюдения за процессом чтения. Малыш с дислексией имеет недостаточно сформированные психические функции, принимающие участие в чтении.
Он будет постоянно ошибаться в тех или иных звуках, читать по буквам, искажать слоги и даже некорректно осмыслять прочитанный фрагмент. При нормальном интеллектуальном развитии распространенность дислексии у детей, в отличие от дислалии, доставляет всего 4-5%. Чаще всего недуг проявляется у мальчиков.
Одним из самых очевидных факторов, вызывающих данное нарушение речи, считается наследственность. Также западные исследователи полагают, что очень часто недуг проявляется у латентных левшей.
Однако основной первопричиной дислексии остается дисфункция мозга, которая, в свою очередь, могла быть спровоцирована рядом биологических факторов, в частности, повреждением головного мозга или токсическими поражениями нервной системы в следующих случаях:
- асфиксия;
- затяжной процесс родов;
- порок сердца у матери или у плода;
- аномальное развитие пуповины;
- фетоплацентарная недостаточность;
- анемия у матери;
- гемолитическая болезнь плода или новорожденного;
- интоксикация алкоголем или медикаментами;
- желтуха у младенца.
Также причинами становятся инфекционными поражения ЦНС на фоне перенесенных матерью заболеваний, например, гриппа или краснухи. Кроме того, дислексия нередко сопровождает другие расстройства, такие как алалия и дислалия, дизартрия, афазия, ДЦП и задержка психического развития. К социальным факторам, приводящим к речевой дисфункции, относят дефицит нормального речевого общения, билингвизм и педагогическую запущенность.
Симптомы дислексии у детей
Иногда родители не сразу могут отличить нормальное развитие речи от расстройства речевых функций.
Такое заболевание, как дислексия, имеет определенные проявления, по которым можно вовремя распознать диагноз и приступить к лечению недуга:
- дислексия у детей хорошо видна при чтении – пропускаются некоторые слова, предложения и даже абзацы;
- ребенок часто трет глаза и немного косит;
- жалобы на головные боли после чтения;
- быстрая утомляемость;
- затруднение в воспроизведении простых геометрических фигур;
- написание слов задом наперед;
- ребенок прикрывает один глаз в процессе чтения;
- держит книгу слишком близко к глазам;
- не выполняет нормы чтения, соответствующие его возрасту;
- попытки избегать выполнения домашних заданий, связанных с чтением;
- проблемы с письмом.
Очень важно диагностировать расстройство на раннем этапе, но стоит помнить, что указанные симптомы также могут сопровождать нарушения зрения. Поэтому желательна консультация у офтальмолога
Поставить окончательный диагноз и правильно лечить недуг может только квалифицированный специалист, поэтому не доверяйте этот процесс самим себе или педагогам.
Как диагностировать и лечить дислексию?
Первый шаг в лечении речевого расстройства – посещение педиатра.
Далее вас направляют к логопеду, который обследует вашего ребенка, начиная со сбора таких данных:
- как протекала беременность у матери;
- существует ли предрасположенность к данному заболеванию;
- есть ли врожденные патологии;
- особенности развития ребенка в ранние годы жизни;
- в каком состоянии моторика;
- особенности артикуляции;
- навыки чтения, письма и речи;
- успеваемость школьника.
Далее врач может предложить ребенку пройти простые тесты, в частности, зачитывание текста, переписывание и письмо на слух.
Как только диагноз подтвержден, начинается логопедическое лечение дислексии. Коррекционные работы направлены на устранение всех речевых дисфункций и патологий неречевых процессов.
Зачастую методика коррекции зависит от типа расстройства:
при оптическом типе работа производится над зрительным и пространственным восприятием;
фонематическая форма предполагает корректировку произношения звуков и создание представления и буквенном составе слов;
тактильная дислексия требует работы над пониманием схем и развитием ощущения пространства;
при семантическом типе важно развить слоговой синтез и лексикон, помочь детям усвоить грамматические нормы языка;
мнестические нарушения требуют развития слуховой и зрительной памяти;
аграмматическая форма заболевания предполагает работы по усвоению грамматических систем.
Лечение заболевания у школьников зачастую имеет благоприятные прогнозы. Что касается взрослых людей, страдающих дислексическими нарушениями, коррекция речевой функции немного масштабней и отличается от работы с детьми.
Коррекция дислалии у детей
Устранение дислалии начинается с предварительного этапа, который включает в себя лечение всех диагностированных органических отклонений в строении губ, языка, зубного ряда или костей лицевого черепа. Также маленькому пациенту назначаются специальные гимнастические упражнения для губ и языка, которые направлены на формирование правильной и адекватной работы мышечных групп при произношении звуков
Важно обеспечить ребенку правильную слышимость воспроизводимого звука
Далее начинаются непосредственные занятия с логопедом, который, благодаря различным методикам, будет обучать ребенка правильному произношению проблемных звуков их распознаванию и дифференцировки, если отмечается их смешение. В конце курса занятий, дети должны свободно говорить без слышимых дефектов в любой ситуации и обстановке. Это и становится главной целью работы специалиста.
Перспективный план работы с ребенком с дислалией предполагает занятие с логопедом не менее 3 раз в неделю и протяженностью, в зависимости от формы, от 1 до 6 месяцев.
Дислалия в большинстве случаев поддается коррекции при условии адекватных и правильных занятий, а также проведенного медицинского лечения по устранению органической патологии.
Механическая и функциональная дислалия
О механической дислалии специалисты говорят при выявлении следующих нарушений:
- излишне низкое нёбо;
- излишне высокое (куполообразное) нёбо;
- толстый, необычно крупный язык, не помещающийся в ротовой полости;
- маленький язычок, которому трудно принять необходимую позицию для чёткого произношения;
- массивная либо, напротив, укороченная подъязычная связка;
- щели между зубами;
- зубы неправильной формы или разного размера;
- толстые, отвислые губы или тонкие, нитевидные;
- укороченная верхняя губа.
При этом страдает произношение звуков:
- р, рь
- с, сь, з, зь, ц
- б, бь, п, пь,
- в, вь, ф, фь,
- ж, ш, ч, щ
- о, у
Если же с речевым аппаратом всё нормально – речь идёт о функциональной дислалии.
Такая разновидность патологии связана с физическими или психологическими особенностями:
-
общая ослабленность из-за продолжительных хронических заболеваний (ОРВИ, ОРЗ, расстройство пищеварения);
- минимальная мозговая дисфункция;
- задержка психического развития;
- ребёнок с младенчества слышит слишком быструю или неправильную речь;
- в его окружении находятся носители разных языков или диалектов;
- с ребёнком мало общаются или часто “сюсюкают”;
- недоразвит фонематический слух.
В данном случае фонетические расстройства проявляются в отсутствии звуков, в искажении, а чаще всего – в заменах. Например, происходит замена заднеязычных , переднеязычными , ; замена язычного губно-зубным ; замена мягких твердыми и твердых мягкими.
Функциональная дислалия подразделяется на следующие виды:
- Акустико-фонематическая. Фонетический слух недостаточно сформирован (при этом нарушений слуха нет). Звук неправильно узнается, и, как следствие, неправильно воспринимаются слова (рыба – «лыба»).
- Артикуляторно-фонематическая. Отсутствующий в речи звук заменяется более простым по артикуляции (крыса – «крыша», сад – «сядь»). При этой форме дислалии ребёнок осознает свой дефект, старается его преодолеть.
- Артикуляторно-фонетическая. Артикуляционные позиции сформированы неверно, поэтому звук произносится искажённо, хотя по акустическому эффекту он и близок к правильному варианту. В редких случаях звук в речевом потоке попросту пропускается.
Классификация
Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки , , , , и т. д. По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет. При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).
Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.
Органическая дислалия или механическая дислалия | Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата. |
Функциональная дислалия | Причины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.). Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, на , на . Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма. |
Возрастная дислалия или физиологическая дислалия | Звукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам. |
В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:
- акустическую;
- артикуляторную;
- фонетическую;
- фонематическую.
В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.
Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:
- Хитизм — проблемы со звуками и .
- Йотацизм — .
- Ламбдацизм — и .
- Каппацизм — и .
- Ротацизм — и .
- Сигматизм — все шипящие и свистящие , , , и т. д.
- Гамматизм и .
- Дефекты озвончения, оглушения.
- Дефекты смягчения и твердости.
Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди , , . При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, ,. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии. По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.
В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).
Как сделать чашечку
Это занятие может вызвать определённые трудности. Для облегчения задачи родители должны постараться максимально точно объяснить малышу, что от него требуется.
- Для начала показываем «чашечку» руками. Складываем ладошки вместе, как бы пытаясь удержать в них водичку. Для чистоты визуализации можно пойти в ванную и набрать воды в руки на самом деле.
- Теперь показываем ребёнку, как сделать эту «чашечку» языком. Пусть малыш повторяет вслед за вами. Чтобы он начал это делать с большим энтузиазмом, можно параллельно произносить шипящие согласные.
- Следите за тем, чтобы ребёнок старался равномерно поднимать боковые стороны и кончик языка.
С первого раза может не получиться. Не расстраивайтесь. Переводите всё в игру, но при этом настаивайте на правильности исполнения.