Патанджали йога и ее восемь ступеней
Содержание:
Свет Патанджали
Учитель Патанджали жил между 500 и 200 годами до н.э. О нем существует больше легенд, чем исторической правды, но известно, что он является автором 196 сутр, которые до сих пор являются основой всей системы йоги и называются библией йоги. До сих пор «Патанджали Йога сутры» – самая известная книга нашего времени, написанная самым выдающимся учителем йоги.
Книга впечатляет во всех отношениях. Все сутры в ней сначала разобраны на элементы и сложены вновь, а затем объяснены. Текст обширный и не слишком легкий для чтения, но необходимый для всех, кто интересуется йогой и даже для тех, кто хочет только ориентироваться в духовных системах.
Как пишет Б.К.С. Айенгар: «Йога — это искусство, наука и философия. Это касается каждого уровня человеческой жизни — физического, умственного и духовного. Это практический способ придать своей жизни смысл, полноту и благородство».
Исходный текст «Патанджали Йога сутры» написан на санскрите, самом сложном восточном языке, поэтому он очень тяжелый из-за лаконичной формы и трудностей в поиске эквивалентов конкретной психологии и теории познания сутр в европейской терминологии. Существует много переводов сутр и каждый переводчик несколько иначе интерпретирует текст и семантические комплексы. Но Б.К.С Айенгар и его перевод Патанджали йога сутр — это полный и правильный текст, который позволяет читателю более полно понять смысл Йога сутр Патанджали. А также дает более полное понимание загадочных слов мудреца.
Сутры – это живое наследие мира знаменитого Патанджали. Здесь каждая сутра – это житейская мудрость, кладезь знаний и мыслей, которые приводят к пониманию истинной природы человека. Работа Патанджали является замечательным достижением и данью постоянным усилиям человека в достижении совершенства в понимании свободы без ограничений. Это одно из самых важных и просвещенных исследований человеческой природы и поиска духовной свободы. Практик (садхака) изучая сутры и понимая их, получает полное просветление. Знание дарует ему радость жизни, гармонию и полный покой.
В различных школах и различных переводах сутры трактуются по-разному, каждый накладывает на них свое собственное мнение и толкование. Более полно раскрыл значение и понятие, а также особенный путь к самопостижению, не уходя от традиций, Айенгар.
Патанджили
Йога сутра – величайший труд Патанджили. Это легендарный мудрец Древней Индии, аскет, ученый, практик медитации. Проживал он в Индии около 2000 лет назад, но точное место никому неизвестно. Жизненный путь Патанджили остается тайной.
Он написал важные трактаты в области языкознания и медицины, сформировал систему практической йоги. В II веке до н.э. он основал философско-религиозную школу (даршану) в Индии. Патанджили проповедовал ценность асан, крий, пранаям, как благость для человека, как способ контролировать работу ума, достижения единства с Господом и обретения Просветления (Маха Самадхи, нирваны). Учение Йога сутры дало известность и знаменитость Патанджили. Собрав изречения прошлых поколений, он сформировал книгу в виде сутр.
Что такое сутры? Это умные и поучительные изречения.
Учение Патанджили стало основой философии йоги. Много известных йогинов разных поколений публикуют свои комментарии, толкования на йога-сутру, чтобы ученикам был понятен смысл текста. Патанджили воспринимают как покровителя йоги, поэтому занятия во многих школах начинаются чтением молитвы к Патанджили.
Труд «Йога сутры» написан с целью духовного и ментального становления личности.
В настоящее время, йогины используют книгу Патанджили для совершенства языка, тела, ума.
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ, Шри Кришнамачарья
Книги по йоге. Философия йоги. Скачать ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ, Шри Кришнамачарья |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Веды, источник индийской мысли, вдохновили великих мудрецов прошлого представить шесть философских школ, известных как даршаны. Даршана означает зеркало, которое может отразить чью-либо жизнь в целом. Каждая из шести даршан рассматривает жизнь с определенной точки зрения: ее происхождение; ее страдания; средства достижения высшего счастья и достижение высшего знания. Йога является одной из даршан.
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ, Шри Кришнамачарья Скачать
Ее автор — Патанджали, о котором мало что известно. Есть люди, верящие в то, что он являлся инкарнацией божественного змея Ананты, на котором покоится вселенная. Другие идентифицируют его с грамматистом Патанджали, жившим во втором столетии до нашей эры.
Патанджали представил свою работу в стиле, именуемом сутра. Сутра определяется как произведение, содержащее небольшое количество слов, свободное от амбициозности, содержательное, и утвердительное по форме. Слова сутры, собранные вместе, не формируют даже полного предложения. Сутра связывает учителя и учение, но сама по себе она не может объяснить каждое положение. Ее стиль настолько лаконичен, что ее можно легко выучить на память. И действительно, первым шагом ученика является зазубривание сутры. Длительное время Учитель заставляет ученика декламировать сутру в точном соответствии с оригиналом. (Мы должны помнить, что в то время превалировали устные наставления.) И только после этого учитель начинает истолковывать ее смысл.
Йога не является оригинальным изобретением Патанджали, да он этого и не утверждает. Йога — как слово и как идея — упоминается в Ведах, Упанишадах и других индийских текстах. Существуют различные по смыслу значения этого слова. Патанджали с присущей ему гениальностью сформулировал понятие йоги, связав ее с умственной деятельностью.
Определение йоги, данное Патанджали, звучит следующим образом: «Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь» (Сутра 1.2). До тех пор пока это состояние не будет реализовано, человек не сможет полностью связать себя с Богом. Уникальное определение йоги, данное Патанджали, — это только первый его вклад в проблему мышления. Он анализирует функционирование разума и упоминает бесчисленные средства, помогающие привести в порядок возмущенное сознание. Наличие стабильного ума в здоровом деле является целью йоги Патанджали. Он не настаивает на вере в Бога. Он не ссылается на толкование Бога в Ведах. Его Бог не Хозяин мира, а Учитель. Именно из-за такого подхода он поддавался критике со стороны Вьясы, Шанкары и Рамануи, когда они комментировали его методы стабилизации мышления.
Эта публикация основана на мудрости Шри Т. Кришнамачарьи, уникального Мастера, известного своими познаниями во всех школах Веды и совершенствующегося в йоге более шестидесяти лет. Сопереживание, присущее ему как целителю больных, его ораторское искусство и глубина знания санскрита, его анализ роли занятий йогой для людей всех верований и национальностей сделали его всеобщим учителем. Но эта публикация не должна восприниматься новичками в качестве полного изложения учения Кришнамачарьи.
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ, Шри Кришнамачарья Скачать
99 классических асан, дарующих оздоровление, Ю. М. Иванов Йога | |
ЙОГА: Начинаем с нуля, И-Шен | |
ВОСЕМЬ ЛЕКЦИЙ ПО ЙОГЕ, Алистер КРОУЛИ | |
Уроки по йоге Патанджали, Эккирала Кришнамачарья | |
КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С БОГОМ, Парамаханса Йогананда | |
Дживамукти-йога | |
Кундалини: Эволюционная энергия в человеке, Гопи Кришна | |
СЛОВАРЬ ЙОГИ, Эрнест Вуд (Перевод К. Семёнова) | |
Начальная йога в триедином восприятии, Володей В. |
Метафизические аспекты йоги
Йога намного старше, чем текст Патанджали, но более ранние правила никогда не были написаны (или текст не сохранился). Не было ни одного текста, который мог бы послужить учебником для практикующих. Только Патанджали подготовил сутры, и это значительно облегчило поиск духовной свободы.
Йога сутры – классическая работа индийской философии. Написанная в глубокой древности, она до сих пор поражает. Это руководство ко всем состоянием нашего сознания, подробно описывающее, как работает ум во время занятий йоги, медитации или других духовных практик.
Благодаря способности распознавать различие интеллекта, сознания, эго и пуруша, йоги достигают всезнания, вездесущности и всемогущества. Сутры с необычной убедительностью вникают в познание человеческого тела и разума. Включают размышления о том, как мы учимся, как думаем, как и откуда возникают страдания и как мы можем положить этому конец. Четкие комментарии Айенгара являются отличным дополнением к сутрам, подчеркивая их обоснованность и усиливая их значение.
Практикующие освобождаются от мук боли и страдания, живут в радости. Практика помогает ленивому телу стать активным и эффективным, изменяет ум, делая его устойчивым. Помогает гармонизировать тело и ум с душой, чтобы все три состояли в единстве».
Самадхи
Последняя восьмая ступень – есть состояние блаженства. Патанджили говорит, что Самадхи смывает все границы. Человек побеждает грань собственного «Я». К нему приходит осмысление глубинной связи с Божеством, он понимает связь всего живого.
На стадии Самадхи приходит мир, превышающий любой ум. Медитируя, человек находится в истинном блаженстве и единстве с миром.
Многие думаю, что это сказка и ничего близкого с реальностью. Но каждый желает свободы, радости, самореализации и.т.д.
Результатом восьмиэтапного пути Патанджили есть просветление, которое невозможно отобрать, купить. Для достижения Просветления, нужно быть преданным практике.
Восемь ступеней йога сутры
Йога — древнее учение. В наши дни популярность ее растет высокими темпами. Практика великолепно помогает людям справляться с негативными ситуациями, сохранять здоровье организма, ясный ум, стремиться к Просветлению.
Йога сутра является основой йогической практики. Основал ее великий Патанджили.
Слово «йога» обозначает взаимосвязь, объединение. Это древняя система саморазвития личности, включающая работу тела и сознания. Занимаясь йогой, люди получают обучение и практику, учатся сдерживать мыслеформы на поверхности разума. Ум способен рассмотреть отблеск высшего «Я», как на глади озера.
Для практикующего важна сила воли, концентрация внимания, сдерживание потока мыслей. Отношение к собственному «Я», как к частице Вселенной, является основой йоги сутра.
Благодаря занятиям йогой, сознание находится в высокой активности. Человек разумно создает свою каждодневную деятельность без протекания в реальности. Постепенно моделируются процессы сложнее.
Автор Йоги сутры Патанджили основал йогическую школу с названием Аштанга. Слова «ашта» имеет значение восемь, «анга» — ступень. Патанджили называют основоположником классической йоги. В своем труде «Йога-Сутра» он выразил многовековую мудрость. Это, своего рода, путеводитель жизни, направляющий личность к состоянию полного удовлетворения.
Поначалу, Йога-сутра воспринимается как что-то непонятное, замысловатое. Но, когда вникаешь в смысл, понимаешь, что это наставления на каждый день. Она создана для того, чтобы люди почувствовали счастье в полной мере. С ней происходит трансформация души.
Патанджили представил йогу из восьми ступеней (Аштанга-йога), как поиск души. Он так и назвал ее «восьмиступенная» или «восьмичастная» йога Патанджили. Каждая ступень имеет свое название:
- Ям – придерживание этических предписаний.
- Ниям – соблюдение предписаний относительно образа жизни.
- Асаны- специальные упражнения.
- Пранаяма- умение контролировать дыхание.
- Пратьяхара – отвлеченность от чувств, объектов.
- Дхрана – сосредоточение, концентрация внимания.
- Дхьяна – практика медитации.
- Самадхи- высшая форма, соединение с Господом.
На первых двух ступенях человек учится контролировать свое поведение, во избежания каких-либо заблуждений, а также жадности, ревности, зависти, ненависти.
Далее будут описаны все восемь ступеней Йога сутры.
Этапы прохождения йогического пути
Существует восемь элементов йоги, ведущих к просветлению, описанных мудрецом Патанджали в классическом тексте Йога-сутры. Это:
- яма (запреты);
- нияма (заповеди);
- асаны (позы тела);
- пранаяма (контроль дыхания);
- пратьяхара (чувства);
- дхарана (концентрация ума);
- дхьяна (медитация);
- самадхи (состояние сверхсознания).
Мы знаем из физики законы ньютоновской динамики – если одно тело воздействует на другое с определенной силой и энергией, то другое тело воздействует на первое с той же силой и энергией, но сила меняет направление. Признавая правоту этого закона, должны признать, что каждая мысль, задуманная в нашем уме, каждое слово, сказанное нами, и каждое из наших действий вернется к нам. Это принцип кармического возмездия или причинно-следственных связей.
Иногда эффекты наших действий проявляются очень быстро, но чаще они возвращаются к нам после столь длительного времени, что нам трудно найти связь между причиной и следствием. И отсутствие восприятия этих зависимостей часто является причиной нашего незнания этого закона. Йога Патанджали предоставляет возможность перестать жить слепо, стать более внимательными в жизни, игнорируя незнание, а соблюдение божественного закона появляется спонтанно.
Восемь принципов йоги
Первые три ступени – это внешние практики, они помогают овладеть эмоциями, жить в гармонии с обществом.
Хотя сутры родились более тысячи лет назад, они не потеряли своего импульса и восьмиэтапный путь по-прежнему остается ценным ориентиром для современных учеников этой благородной дисциплины. Нет необходимости каждый раз выполнять все шаги, чтобы перейти к следующему. Вы можете попытаться жить принципами Ямы (Ахимса, Сатья, Астейя, Брахмачарья, Апариграха) и Ниямы (Шауча, Сантоша, Тапас, Свахайя, Ишвара пранидханана), практиковать асаны, научиться контролировать свое дыхание. Дальнейший поиск будет следствием предыдущих. Даже без практики всех восьми путей стремление к самадхи сделает жизнь красивее.
Яма
Первый шаг на пути йоги. Универсальная моральная заповедь, этическая дисциплина, проповедующая ненасилие, правду, принцип «не укради», умеренность во всем. Это правила, которые должны применяться к обществу и отдельным лицам. Это этические дисциплины, универсальное руководство, чтобы избежать хаоса в жизни. Не Бог наказывает нас, как мы привыкли считать во время неудачи, мы обречены страдать, не соблюдая законы, действующие в материи.
Нияма
Индивидуальная дисциплина. Чистота, удовлетворенность, энтузиазм, самореализация, преданность делу.
Соблюдение Ямы и Ниямы помогает совладать с эмоциями, страстями. Делает более терпимыми, помогает искоренить неприятности. Она является основой для дальнейшего развития на пути йоги.
Асана
Положение тела, оно воздействует на многие уровни человеческого тела. Поддерживает суставы в работоспособном состоянии, что позволит сохранять движение до конца своей жизни. Для того, чтобы суставы работали систематически, без перегрузки, мышцы должны быть надлежащим образом развиты — усилены и растянуты в правильном направлении. Гармоничная практика поддерживает функционирование внутренних органов, которые подвержены растяжению, укреплению и массажу. Асаны дают стабильность, здоровье, легкость, снимают усталость и успокаивают нервы. Правильное и неподвижное положение тела способствует достижению душевного равновесия.
Пранаяма
Слово прана переводится как дыхание, жизнь, энергия, а яма означает растяжение, распространение, удлинение. Пранаяма работает с дыханием, контролируя все его стадии: вдох, выдох, задержку дыхания. Выдох вытесняет загрязненный воздух и токсины, вдох насыщает кислородом, распределяет энергию по всему телу. Благодаря использованию правильных техник дыхания обильно поглощается кислород и в теле происходят тонкие химические изменения, приводящие к улучшению здоровья, равновесию тела и разума в организме.
Пратьяхара
Управление чувствами
Благодаря непрерывной работе по самообучению мы учимся различать объекты, которые привлекают наше внимание, наши чувства. Пратьяхара успокаивает чувства, направляет их внутрь, ведет к понятию, ясности и спокойствию
Дхарана
Концентрация, полное сосредоточение внимания на действии, выполняемом в данную минуту. Состояние концентрации может быть достигнуто благодаря предварительному изучению тела в асане, разума в пранаяме и чувств в пратьяхаре. Дхарана стимулирует внутреннюю осознанность и освобождает от напряжения.
Дхьяна
Медитация – седьмая ступень. Это непрерывное состояние концентрации в течение длительного времени. Тело, дыхание, ум, чувства, интеллект и эго интегрированы в объект медитации.
Самадхи
Последняя восьмая ступень йоги Патанджали – цель поиска йогов. В самадхи практикующий достигает состояния вечного спокойствия, превосходя сознание тела, дыхание, ум, разум, эго.
Ям
Первая ступень имеет свои подступени.
Ахимса – не причини вред
В йогическом учении, ахимса (ненасилие) толкуется как избавиться от раздражительности, злости, враждебности
Когда в сознании освобождается место, появляется шанс наполнить его спокойствием.Чтобы ахимса была частью жизни, важно поразмыслить о собственном отношении к миру и себе. Необходимо разобраться, что конкретно вас выводит из душевного равновесия.
Можно выбрать шесть наиболее негативных мыслей и записать их. Отрицательные мысли — есть один из способов насилия. Когда происходит контроль над своим мышлением, перестают подкармливаться негативные мысли. Так формируется путь для обретения внутреннего спокойствия.
Сатья — правдивость
В Йоге сутра говорится о правдивости, как наивысшей добродетельности. Многие толкования вещают, что как только человек утвердился в правдивости, все произнесенные им слова будут воплощены в жизнь
Но важно осознавать, что собственная точка зрения не является справедливостью. Необходимо обладать цельностью, смирением и уяснить, что истина намного важнее нежели вы.
Если вы знаете, что правы, не нужно сплетничать. Вести беседу следует так, чтобы произнесенные вами слова возвышали вас и собеседника, а не унижали.
Некоторые искатели духовности, заметили, что молчание поможет определить отличие между истиной и мнением.
При замедлении внутренней болтовни, происходит утверждение личности в сатье.
Астейя – не воровство
В Йоге сутра говорится, что если не заниматься воровством, можно обрести все блага Вселенной.
Астейя – это не только присвоение какого-то чужого предмета (деньги, одежда и др.). В смысл данного слова вложены более тонкие вещи. Можно украсть время, энергию, силы, счастье и.т.д. Но во Вселенной все взаимосвязанно. Если вы что-либо отбираете, нужно будет отдать в таком же количестве. Когда вы что-либо получаете, это забирается у кого-то. Но если вы берете и не отдаете, создается сильнейший энергетический дисбаланс
Чтобы идти по пути астейя, важно понять, что вам действительно нужно ценить энергию и время других людей, а также стараться создавать запасы доброты — больше отдавать, меньше брать.
Брахмачарья – контролирование энергии
Слово «брахмачарья» переводится, как «идти по следам Господа». Главное, не растрачивать собственную энергию при обращении к своим чувствам. Когда человек практикует брахмачарью, он не позволяет чувствам формировать собственное поведение.
Возникающие в сознании «вихри», нарушают брахмачарью. К таким относятся:
- чревоугодие;
- громкая музыка;
- жесткий кинофильм;
- ненадежность в сексуальных отношениях.
Те вещи, которые приводят в возбуждение тело, возбуждают и дух, поскольку энергия одна. Необходимо правильно распределить ее.
Практикуя асаны, возникает брахмачарья. Находясь в какой-либо позе, надо распределить свои силы без чувства перенапряжения и излишних рывков. В противном случае, осушаются потоки жизненной энергии.
Стоя в позе, можно задать себе вопрос: что необходимо сделать, чтобы простоять в этом положении длительное время? Когда человек расслабил лицевые мышцы, опустил плечи, он начинает понимать, что к некоторым вещам были приложены лишние усилия.
Асана должна наполнять человека энергией, а не забирать ее.
Данную технику можно применять и в других направлениях. К примеру, вы переживаете по поводу какой-то встречи. Задайте себе вопрос: способен ли я отпустить напряжение, расслабиться и жить настоящим?
Когда вы перестанете растрачивать энергию понапрасну, вы останетесь спокойны в любой ситуации.
Априграха – нестяжательство
Освобождение от желания обогащаться, является истинной Свободой.
Априграха – это умение благоразумно выстраивать отношения с окружающим миром, а не накапливать всевозможные блага из-за жадности.
Когда в доме много вещей, которые вы не использовали несколько лет, для свежей энергии нет места. Тоже относится и к нематериальным вещам. К примеру, отношения, за которые люди цепляются.
Чтобы внести априграху в свою жизнь, попробуйте такой метод: благодарите Бога, Вселенную за все, что приходит в вашу жизнь. При чувстве удовлетворенности от того что есть, отпадает желание накопительства.
Исследование сутр Патанджали
Айенгар смог, используя множество практических ссылок, объяснить текст Патанджали. Глубина его практики и понимания видна в строгой точности, с которой он подходит к телу в йогической позиции. Однако, его практика намного глубже
В своих уникальных исследованиях Патанджали, растяжения и симметрии Айенгар обнаруживает не только терапевтическую необходимость сохранения структурной целостности тела, но тонкое не менее важное влияние асан на поток энергии и сознание
Айенгар показал, что любое разделение на материю и дух, тело и душу, физическое и духовное — ложно.
Подчеркивая структурную целостность тела, он открыл врата духовности миллионам людей, для которых тонкость ума оставалась неизвестной территорией. С разъяснениями сутр Айенгаром эти двери широко открыты для всех. Особенно это верно для адептов, чья академическая подготовка не самая лучшая — например, их неправильная практическая интерпретация сутр, асан и пранаямы. Гений Айенгара — необычайный дар ясности, интуиции и поддержки тех, кто искренне практикует.
Непревзойденный опыт Айенгара, как индийского учителя для людей Запада, в сочетании с его опытом брахмана и учителя и правильной линией пересказа, придает переводу сутр аутентичность и авторитет, которых не хватает в других публикациях йога сутр Патанджали. Он предлагает понятную и прагматичную, полную интуитивного понимания интерпретацию истинного гуру йоги.
Айенгар
Практика без глубоких и панорамных знаний внутренних карт Йога сутр похожа на дрейф через сложный и опасный океан. Но чтобы использовать эту карту без помех, необходим компас в форме глубокого и полного авторитетного опыта Айенгара. Каждый адепт должен руководствоваться этой классической и чрезвычайно ценной работой.
Йога сутры в переводе Б.К.С. Айенгара – это новый перевод классического текста с древнего санскрита, богатый практикой, а не только философскими комментариями. Автор указывает, как благодаря правильной, сознательной практике самосовершенствоваться, преодолеть различные препятствия на пути развития для достижения своей цели.
Дхарана
Освоение новой ступени подготавливает личность к очередной вершине. Поэтому, Пратьяхрана подготовит ученика к Дхаране (концентрация). Только после абстрагирования от окружающего мира, человек сможет совладать с собственным умом.
Применяя практику концентрации, ученик обучается тормозить поток мыслей, сосредотачиваясь на выбранном ментальном объекте (звук, божественный образ, энергетический центр тела и.т. д.). Пройдя первые три ступени, ученик обретает начальное умение сосредотачиваться
Асана и Пранаяма учат сосредотачиваться на своих действиях, но внимание еще блуждает. Фокус внимания смещается, если человек начинает разбирать нюансы тонкости асан, дыхательных практик.
Практикуя Пратьяхару, ученик наблюдает себя. Дхарана же учит фокусированию на одной точке.
В итоге, долгое пребывание в концентрации переходит в медитацию (Дхьяну).
Ниям
Вторая ступень также имеет свои подступени.
Шауча — чистота
Это первейшее предписание ниямы, об отношении к самому себе. Заключается оно в придерживании чистоты внешне и внутри.
Чтобы мысли были в порядке, без одоления навязчивых эмоций, нужно жить в гармонии с окружающей средой и держать тело в чистоте.
Практикуя медитацию, тренируется разум, который из состояния хаотичности переходит в структурированную форму. На умственные способности эффективно влияет тщательность в физическом направлении.
Придерживаясь шаучи, человек избавляется от лишних предметов, от нездорового зацикливания на чем-либо, содержит все в чистоте, выбирает жизнь проще
Но не нужно зацикливаться на чистоте, делая все в идеале
Патанджили сосредотачивает внимание на природу тела.. Научившись не сравнивать себя с телом, йогин имеет доступ к сердцевине своей сущности (нестареющая и не распадающаяся часть тела).
Научившись не сравнивать себя с телом, йогин имеет доступ к сердцевине своей сущности (нестареющая и не распадающаяся часть тела).
Осознавая свою истинную природу, человек не стремится к физической безупречности и начинает наслаждаться жизнью.
Сантоша – удовлетворенность
Это ощущение счастья, огромной радости. Его невозможно разрушить невзгодами. Сравнивают сантошу с глубокой релаксацией в Шавасане (поза Мертвеца). За удовлетворенностью не нужно гоняться, она должна снизойти на вас. Но необходимо высвободить место для этого. Когда человек перестает думать о том, что он хочет, приходит спокойствие, жизнь начинает меняться в лучшую сторону.
Если на душе тяжело, как же радоваться? Лучший совет — начинайте улыбаться, сразу же изменится настроение.
Тапас – необходимое усилие
В переводе с санскрита «тапас» -это самодисциплина, усилие, внутренний огонь.
В Йоге сутра говорится, что когда действия пронизаны тапасом, генерируется жар, сжигающий грязь внутри и зажигаются искры Божества.
Желание совершать свои дела и есть Тапас. Но без самодисциплины, энтузиазма, обучения, невозможно добиться успеха.
Все свои действия, можно пронизать Тапасом. В йоге тапас – это приверженность практике.
Когда вы определитесь со своими целями, нужно запланировать действия (дела) и проделывать их систематически. Вначале это займет 10 мин., но выделенное время постепенно приобретает свою особенность (священность). Нужно запастись решительностью, намерением и волей.
Проявляется тапас, когда человек определенное время находится в асане. Вы прилагаете усилия, дабы не закончить позу раньше. Так, человек примиряется с достаточно сильными чувствами и задается вопросом: когда будет грань моим возможностям? Развивается наблюдательная способность, что является одним из важнейших навыков в йоге. Ученик, прилагая усилия, отказывается от нездоровых привычек, развивая новые, положительные.
Свадхьяйя – самоизучение
Каждый человек стремится к счастью. Но счастье находится внутри себя, а не снаружи. Для ощущения безграничного потока счастья, применяется свадхьяйе — обращение внутрь себя. Это мастерство изучения самого себя для ответа на вопрос: кто я?
В Йоге сутра, изучение собственного Я ведет к наивысшей цели — единству с Господом. Практиковать свадхьяйю рекомендуется каждый день.
Достаточно эффективная практика – наблюдение за своим Я. К примеру, ответьте на следующие вопросы:
- Придерживаюсь ли я порядка?
- Ценю ли я время?
- Аккуратен ли я?
- Всегда ли я задерживаюсь?
- Что меня раздражает?
- Что меня радует?
Старайтесь отвечать на поставленные вопросы без осуждения себя, и без расхваливания.
Свами Крипалу (основатель Крипалу-йоги) отмечал, что наибольшим достижением в духовной практике — научиться созерцать за самим собой и не оценивая это. Когда человек присматривается к собственным действиям, своей реакции на происходящее, получается обучение эмпатии к себе, обретается внутренняя устойчивость
Это важно для распространения эмпатии на других.
Изучая священные тексты (Йога-сутра, Бхагавад-гиту, Библию и др.), человек осознает универсальность жизненного опыта к себе и окружающим.
Ишвар Пранидхана – посвящение высшему
Данная нияма является вершиной духовной практики Ниям. В Йоге сутре толкуется, о свободе, как наивысшем счастье. Свобода ведет к любви к Господу, единения с Ним, отдавая себя в его милость.
В каждом жизненном моменте можно видеть ишвар. Любая ситуация наделена высшим смыслом. Предположите, что внутри живет мудрый человечек и задайте ему вопрос: « Если я отрекусь от своих желаний, пристрастий, стремлений к комфорту, куда бы ты направил меня?»